|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
|
![]() |
Календарь событий
В работе Круглого стола приняли участие ученые Института экономики и Мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, а также эксперты Минэкономразвития РФ. В основном обсуждались проблемы по оценке энергетических ресурсов, современный потенциал энергетических мощностей, роль России, как преемницы СССР, в обновлении энергетического комплекса КНДР. Были высказаны предложения по возможностям осуществления нового капитального строительства, применения инноваций, обновления кадрового состава в энергетическом комплексе Северной Кореи при участии России. Участники круглого стола пришли к следующим выводам по обсуждавшимся на круглом столе темам. 1. Природные запасы коксующихся углей, нефти, газа на северокорейской территории практически отсутствуют. Эксперты КНДР говорят о запасах угля, гидроресурсов, энергии ветра как основных местных источниках энергии, поэтому энергообеспечение основано на угле примерно на 70%, гидроэнергии – на 16-18%, нефти – на 7%, на энергии ветра, использовании биомассы и др. источников. В условиях общего и затяжного экономического кризиса в Северной Корее первоочередные и пока неразрешимые проблемы сохраняются в топливно-энергетическом комплексе. Неснижающийся дефицит энергоносителей делает невозможным сколько-нибудь стабильное функционирование предприятий ведущих промышленных отраслей: горнодобывающей, электроэнергетической, металлургии, машиностроения; хронические сбои имеют место в работе объектов инфраструктуры, в первую очередь, на железнодорожном транспорте. Что касается технического состояния ТЭС и ТЭЦ, то здесь, как правило, используется устаревшее контрольно-измерительное оборудование, в т.ч. по контролю загрязнения окружающей среды, в большинстве случаев отсутствует какой бы то ни было компьютеризированный контроль за процессом сжигания топлива. После прекращения технико-экономической помощи СССР система производства электроэнергии на ТЭС и ТЭЦ стала приходить в упадок, поскольку отсутствовали запчасти для обветшавшего оборудования. Головные теплоэлектростанции (Пхеньянская, Восточно-Пхеньянская, Чжонджинская, Пукчанская) так же, как и другие, более мелкие, недополучают топливо (антрацит), страдают от частых поломок котлового оборудования и автоматики. Из-за непоступления мазута законсервирована большая часть оборудования на Сонбонской ТЭЦ, действуют лишь несколько котлов и турбин, в ненадлежащем состоянии трубы высокого давления (которые уже дважды или трижды отслужили свой срок), воздухоподогреватели – приборы, поглощающие тепло отходящих газов для подогрева входящего топочного воздуха. Из-за контакта с кислотными газами в процессе сжигания они настолько обветшали, что стали практически непригодны для эксплуатации. Эффективность использования оборудования составляет 25-30%, к тому же ситуация усугубляется нехваткой топлива. В сложившейся ситуации в стране установлен жёсткий административный контроль за расходом электроэнергии, проводится усиленная пропаганда экономии каждого киловатта электроэнергии на производстве и в быту (освещение в жилых домах переведено с ламп накаливания на энергосберегающие лампы дневного света мощностью не более 14 Вт). В Пхеньяне, по состоянию на декабрь 2007 г., использовались лампы накаливания: в зданиях, занимаемых партийными и высшими государственными учреждениями, а также иностранными посольствами. КНДР в настоящее время полностью зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. Поставки нефти из СССР и Китая в 1970-80-е гг. сопровождались нерациональным ее использованием. Рост мировых цен на нефть в начале ХХI века привел к сокращению импорта с 4,2 млн. т в 2000 г. до 2 млн. т в 2004-2005 гг. Сейчас в стране функционирует практически единственное предприятие нефтепереработки – НПЗ «Понхва» мощностью 1,5 млн. т в год, сооруженное при техническом содействии Китая и, соответственно, ориентированное на использование китайской нефти. Вместе с тем из-за нерегулярных поставок сырья, которое поступает на завод по трубопроводу, полная загрузка производственных мощностей НПЗ не представляется вероятной. В условиях острого дефицита энергоресурсов КНДР серьезно озабочена применением возобновляемых источников энергии. Проводятся базовые исследования, но их внедрение только началось. В настоящее время как эксперимент в научных целях запускаются малые ветровые электрогенераторы мощностью от 50 Вт до 75 кВт, их общая мощность не превышает 1000 кВт. Северокорейские власти утвердили план развития технологий использования энергии ветра и солнечного излучения и провели исследования согласно оценке имеющихся на территории страны возобновляемых ресурсов. По заключению северокорейского Центра развития альтернативной энергетики, если разрабатывать технически возможные для использования ресурсы ветровой энергии, можно будет за её счёт примерно на 20% покрыть энергопотребление. КНДР намерена построить прототип ветровой электростанции мощностью в 10 МВт к 2010 г., к 2015 г. возвести 3 малые ветровые станции в 100 МВт. На третьем этапе, завершающемся в 2020 г., предполагается разместить ветровые станции по всей стране на береговой линии и континентальном шельфе. Западное морское побережье КНДР – одна из известных приливных зон мира. Средний перепад между приливом и отливом составляет 4-6 м, приливный потенциал оценивается примерно в 19 млрд квт-ч. Ежегодное производство электроэнергии в таком объеме предполагает строительство установки примерно в 4-6 гигаватт. В КНДР уже действует малая приливная станция в 500 КВт, встроенная в дамбу в порту Нампхо близ устья реки Тэдонган. КНДР богата залежами урана. В 1947-50-е годы Советский Союз проводил геологоразведочные работы по урановым рудам. Обнаружено, что в Северной Корее имеется до 26 млн. т урановой руды, из них около 4 млн. т пригодны для промышленной переработки; в 1993 г. российская сторона оценивала запасы в 15 тыс. т уранового эквивалента. Вариант развития ядерной энергетики остается ключевым вопросом в дебатах вокруг обеспечения энергобезопасности КНДР. Соглашение между Москвой и Пхеньяном о строительстве двух реакторов на легкой воде типа ВВЭР было подписано в 1985 г. Российские геологи и специалисты провели геологическую разведку КНДР и обнаружили немного мест, где можно построить реактор, и район Синпхо – лучшее из них. Вместе с тем в Россию так и не были переведены платежи за работы, произведенные на кредитной основе, результаты этих работ позднее были использованы международным консорциумом КЕДО – Организацией развития энергетики на Корейском полуострове. Преемница СССР – Россия от соглашения 1985 г. не отказалась, это значит, что оно по-прежнему сохраняет силу, и Россия могла бы вновь начать соответствующие работы, но тогда пришлось бы отменить президентский декрет Б. Ельцина от 1993 г. о запрете сотрудничества с КНДР в ядерной области до решения ядерной проблемы. В январе 2003 г. со ссылкой на предъявленные ей со стороны США обвинения в нарушении рамочного соглашения и прекращение поступлений компенсационного мазута Северная Корея объявила о выходе из ДНЯО, размораживании своей ядерной программы и выслала из страны инспекторов МАГАТЭ, работавших на ядерных объектах в местечке Йонбён. 19 сентября 2005 г. было опубликовано шестистороннее заявление, в котором говорилось, что КНДР имеет право на мирное использование ядерной энергии; другие страны согласились в «соответствующее время» обсудить тему поставки легководного реактора или реакторов в КНДР. Российское Агентство по атомной энергии 21 сентября 2002 г. заявило, что Россия готова построить атомную электростанцию в КНДР. 2. По выводам северокорейских специалистов, варианты реформирования энергетического сектора КНДР выглядят следующим образом: По гидроэлектростанциям: - необходимо повысить эффективность действующих гидротурбин до уровня 90-93%; - финансировать и установить дополнительные мощности, создать новые структуры; - построить новые ГЭС. По системе передачи и распределения электроэнергии: - заменить старое, выработавшее свой ресурс оборудование; - упорядочить и объединить сети; - снизить потери в сетях путем повышения в них напряжения. Северокорейские официальные лица делают упор на следующие основные направления в подходе к решению энергетических проблем: - отсрочка решения по реактору на легкой воде и концентрация на решении ближайших вопросов, связанных с традиционными способами производства энергии; - начало немедленных и широких мероприятий по усовершенствованию энергетической инфраструктуры, энергосети и снабжению обычными видами топлива; - модернизация всех этапов в рамках энергетического сектора – производства энергии, ее распределения и использования. В отношении отдельных видов энергии предлагается следующее: - улучшить угольную инфраструктуру (добычу угля, производство электроэнергии, запасных частей, инструментов, транспортной системы); - что касается электростанций – переоборудовать и поставить котловое оборудование, турбины, возвести многочисленные малые ТЭС и новые ГЭС и т.д.); - использовать альтернативные виды энергии, энергию ветра, биомассу и пр.; - построить мощности по производству пропанобутанового газа. В отношении распределительной энергосети: - необходимо усовершенствовать линии электропередач, оборудование электрических подстанций, регулирование частоты и мощности электрического тока; - строить новые сетевые линии электропередач для замены старых; - вводить коммутирование взамен ныне существующего телефонного и телексного оборудования. Что касается использования энергии: - необходима реконструкция сельской энергосети (которой пользуются сельские жители и жители провинций); - совершенствование, обновление и поддержание важнейшей промышленной инфраструктуры. 3. Соображения и предложения, прозвучавшие на круглом столе в ОМЭПИ РАН об участии России в модернизации и развитии северокорейской энергетики сводились к следующему. - Иностранные инвестиции КНДР не удастся привлечь до тех пор, пока не будут выработаны и введены прозрачные законы, и пока она не станет четко выполнять свои договорные обязательства. - Поскольку уголь – это основной местный вид топлива, необходимо радикально усовершенствовать технологию добычи, вкладывать средства в модернизацию шахт и соответствующую инфраструктуру. На большинстве теплоэлектростанций используется низкокачественный высокозольный уголь, что вызывает растущую экологическую опасность. При международной помощи можно было бы внедрить технологию его обогащения. На ТЭС КНДР мог бы использоваться природный и сжиженный газ, поставляемый из Южной Кореи или России (это мог бы быть пропанобутановый газ, сжиженный газ или же поставляемый по газопроводу природный газ). - По заявлениям официальных лиц КНДР, гидроэлектроэнергетические мощности страны составляют в настоящее время 4 млн. киловатт, или 30% общих ресурсов (10 млн. кВт). КНДР якобы приступила к выполнению энергопрограммы рассчитывает на получение международной помощи в производстве гидротурбин и генераторов; их производство в стране может начаться на простаивающих мощностях машиностроительных предприятий. - Одним из направлений инновационного развития могло быть создание в КНДР высокотехнологичной зоны по организации производства энергетического оборудования. - Участники круглого стола не рекомендуют, как это делают некоторые южнокорейские исследователи, вводить рыночный механизм в северокорейской энергетике и создавать энергетический рынок путем формирования цен на энергию, применения налоговых принципов, реформировать юридические структуры. Оказание консалтинговой помощи по внедрению некоторых рыночных принципов и инструментов может стать предпосылкой при оказании энергетической помощи оказываемой Северной Корее, и поэтому эта южнокорейская идея может быть включена в повестку дня дискуссий международной шестисторонней группы по северокорейской энергетике. За последние годы плановая система КНДР претерпела изменения. Государственный плановый комитет устанавливает несколько сот производственных показателей, в том числе по энергетике. - Инновации невозможно внедрить в отсутствии профессионально подготовленных кадров. Западные эксперты разработали программу профессионального обучения северокорейцев, занятых в энергетике, которая охватывает все звенья управленческой цепочки, функционирование совместных предприятий, ведущие технические ВУЗы и техникумы страны. В КНДР отсутствует специализированный центр технической подготовки, в котором осуществлялось бы изучение и продвижение энергоэффективности и возможностей использования возобновляемых источников энергии. Иностранным спонсорам, в том числе неправительственным организациям, стоило бы стимулировать создание подобной организации по образцу пекинского Центра сохранения энергии и аналогичного московскому Центру по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ). Центр рационального использования энергии (ЦРИЭ), созданный в КНДР в начале 1990-х гг. в качестве проекта ПРООН при Институте теплотехники, можно было бы преобразовать в центр подготовки высококвалифицированных специалистов. Российские университеты могли бы организовать набор большого числа северокорейских студентов при наличии соответствующего финансирования. Вариантом может служить и дистанционное обучение с помощью Интернета. Можно также начать помогать северокорейским университетам и центрам обучения в составлении образовательных программ, создать курсы подготовки специалистов-энергетиков, полностью спонсируемые из-за границы. В этом также могли бы оказывать помощь российские университеты. Зав. сектором Восточной и Юго- Восточной Азии ОМЭПИ ИЭ РАН, к.э.н., доцент М.Е. Тригубенко |
![]() |
|