0
Rambler's Top100
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Яндекс цитирования
Каталог сайтов Всего.RU
Каталог Ресурсов Интернет


Новости

2004-10-29 : Руслан Гринберг о кризисе интеграции стран СНГ и проекте создания Единого экономического пространства
Руслан Гринберг, директор ИМЭПИ РАН, д.э.н., профессор о кризисе интеграции стран СНГ и проекте создания Единого экономического пространства — серия публикаций в прессе.
Политический журнал 2004, № 25 (28) / 19 июля 2004
ПОТЕРЯТЬ 600-700 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ? Я ДУМАЮ, С ЭТИМ НАДО СМИРИТЬСЯ
Новые аспекты стратегического сотрудничества в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) обсуждались на научно-практической конференции, состоявшейся в конце июня в Киеве. В ней приняли участие представители правительственных, финансовых, деловых и научных кругов Белоруссии, Казахстана, Украины и России. Главный вывод, который был сделан: ЕЭП - это, пожалуй, последний шанс консолидировать постсоветское пространство.
Сегодня все постсоветское пространство не организовано. Оно становится объектом для действий очень крупных мировых игроков, и пока кажется, что центробежные силы преобладают над центростремительными. Сама инициатива создания ЕЭП вызвана неудовлетворенностью хозяйственными взаимоотношениями между ними - как в масштабе всего СНГ, так и в рамках существующих региональных союзов, которые принято называть "бумажными" интеграционными блоками.
Часто можно слышать, будто причина такого положения состоит в том, что страны СНГ действуют нерационально, что Россия ведет себя по-имперски или, наоборот, слишком пассивно. Есть иллюзия, что если страны будут вести себя по-другому, более прилично, то можно все изменить. На самом деле драма постсоветского пространства, драма его неорганизованности, отсутствия консолидации заключается в объективном факторе. А он таков: Россия очень велика, объективно велика. И поэтому получается, что на равных, на основе консенсуса она не может реализовывать какую-то интеграционную модель. С другой стороны, ее партнеры по СНГ не хотят ей подчиняться. В этом смысле ситуация очень невыгодно отличается от конфигурации, которая сложилась в Западной Европе после Второй мировой войны, когда было образовано Европейское экономическое сообщество, позднее ставшее Европейским союзом. Тогда в Европе были равновеликие партнеры - Англия, Франция, Западная Германия, Италия, имеющие примерно по 50 млн человек населения. И это давало большие возможности для игры. А у нас таких возможностей нет.
Космополитичной, интернациональной системы, каковой был СССР, больше нет. А теперь соседи подчиняться Москве не хотят, но у них еще сохраняется очень большая экономическая зависимость от России. Поэтому у стран СНГ такой подход к взаимоотношениям с Россией: максимум экономических выгод и минимум политических обязательств.
Любая интеграция представляет собой блок коллективного обособления от остального мира. Если посмотреть на Европейский союз, то видно, что он отделен разнообразными барьерами от остального мира - по разным позициям. Именно поэтому там существуют наднациональные органы. Европейская экономическая комиссия - это как бы прообраз единого европейского правительства. К сожалению, этого не может быть у нас. Именно поэтому многие региональные союзы в СНГ недотягивают до полноценной интеграции. Ибо при их создании подписывались документы, которые в принципе не могут быть реализованы. Страны и их лидеры переживают, что никак не могут найти подходящие механизмы для реализации мудрых документов, которые подписали мудрые президенты. Но на самом деле таких механизмов просто нет, потому что структура, где все равны в конфигурации, но при этом на Россию приходится две трети всего экономического потенциала, сама по себе очень противоречива.
Чем отличается замысел ЕЭП от всех других интеграционных группировок? Тем, что мы строим этот интеграционный блок не с крыши, а с фундамента. Наконец-то возобладал реалистический подход. Мы ищем зоны фактической солидарности. В основу ЕЭП положена идея налаживания экономического взаимодействия в интересах всех четырех стран - без какого-либо наднационального органа, что очень важно. Дело в том, что и Белоруссия, и Украина, и Казахстан очень тесно связаны с Россией. Мы уже не можем быть вместе, но еще не можем быть врозь. Страны хотели бы освободиться от зависимости от России, но рынки сбыта - только в России.
Это касается и Украины. В украинской элите есть понимание, что, несмотря на стремление страны стать полноправным членом ЕС, Европе сейчас не до Украины. И еще долго будет не до нее. Может так случиться, что если эффект будет достигнут, если люди почувствуют, что жизнь улучшается именно благодаря взаимодействию стран "четверки", то тогда может появиться альтернатива: а так ли уж нужно становиться полноправным членом ЕС? В любом случае Украина будет лучше готова к вступлению в ЕС, если ей удастся с помощью ЕЭП облагородить структуру своей экономики. Существует очень мощная тенденция к оживлению связей не только в рамках примитивной торговли, но и благодаря прямым инвестициям, специализации и кооперированию. И на Украине это понимают. Конечно, там еще есть очень влиятельное меньшинство, которое ориентировано исключительно на Европу и в каждом шаге к ЕЭП видит имперские притязания России. Но на уровне бизнеса ощущается стремление к упорядочению экономического сотрудничества и взаимодействия на постсоветском пространстве. На Украине сейчас идет президентская кампания, и, возможно, кем-то разыгрывается интеграционная карта. Но и действительное стремление жить в хороших, братских отношениях с Россией там очень сильно.
При этом Россия должна перестать быть мелочной. Скажем, сегодня налог на добавленную стоимость на экспорт энергоносителей изымается в России. А украинцы все время настаивают на том, что надо бы это делать в соответствии с международными правилами - брать налог в стране назначения. Здесь Россия может потерять 600-700 млн долларов в год. Я думаю, с этим надо смириться ради долгосрочного выигрыша в перспективе. Надо согласиться с требованиями украинской стороны. Мы однозначно выиграем на реализации договоренности о свободном передвижении товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Мы можем создать с той же Украиной транснациональные корпорации - в космосе, в авиастроении, в энергетическом машиностроении. Можем перестать конкурировать в экспорте вооружений.
Первая наша задача в рамках ЕЭП - реализовать в полном объеме идею зоны свободной торговли. Как известно из теории и практики, это самая первая, элементарная ступень интеграции. Наверное, мы долго останемся в рамках данного этапа. Мне кажется, что другого пути нет. Мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что страны-партнеры не будут подчиняться Москве политически, что идея недееспособных государств, которая была довольно модной в России в начале 90-х гг., провалилась. Что элиты, да и народы соседних стран уже приспособились к деинтеграции, у них есть свои интересы. Но, с другой стороны, есть понимание: пора прекратить деинтеллектуализацию труда, необходимо общими усилиями сделать производство более диверсифицированным и наукоемким. Это главное, и это понимают элиты. Они не желают подчиняться России, но тем не менее отдают себе отчет в том, что жизнеспособное государство не может быть совсем примитивным, таким, экономика которого зависит только от экспорта топлива и сырья.
Мы все, страны СНГ, живем еще за счет советского научно-технического потенциала. И в России, и в других странах если и наблюдается какая-то хозяйственная активность, то она практически не связана с новыми технологиями, с экономикой, основанной на знаниях. Главное в рамках ЕЭП - реально обеспечить режим свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это знаменитые четыре свободы. Если они будут реализованы без каких- либо наднациональных органов, что вполне достижимо сейчас, то тогда мы могли бы обеспечить активизацию еще оставшихся "кусочков" советского научно-технического потенциала в каждой из этих стран. Создать что-то наподобие специализации и кооперирования. И тем самым мы могли бы сообща остановить процессы примитивизации экономики, которые происходят на всем постсоветском пространстве.
Есть еще один деликатный, но важный момент. Поскольку Россия очень велика, при обеспечении этих четырех свобод российский бизнес будет сильнее, чем любой другой. И если он получит возможность оперировать на всей территории ЕЭП, то, конечно, будет выигрывать больше, чем другие. Выигрывать будут все, но Россия - больше. Но если России будет хорошо, другим не станет хуже. Если в результате интеграции будет более тесное взаимодействие экономик, то оно не может не быть российскоцентричным. То есть ЕЭП предполагает естественное лидерство России. Но лидерство в метафорическом плане, когда не будет никаких наднациональных органов.
Ставки очень высоки. Надо понимать, что весь остальной мир очень не заинтересован в реализации ЕЭП. В мире есть страх перед восстановлением российской мощи, боязнь "дамоклова меча" российского ядерного потенциала. Любой поцелуй, любые объятия Кучмы и Путина воспринимаются как попытка восстановления российского империализма. В Европе и Америке говорят: у вас хорошо получается вывозить металлы, у вас есть нефть, пенька - все остальное мы вам завезем. Любые попытки наладить хоть какую-то консолидацию на постсоветском пространстве они называют "искушением интеграцией". Запад считает, что лучше взаимодействовать с ним.
Для нас же ЕЭП - шанс не скатиться в технологическое захолустье.
Независимая газета 16.09.2004
Оригинал: http://www.ng.ru/politics/2004-09-16/2_sng.html
У СНГ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРОГО ДЫХАНИЯ ПОТОМУ, ЧТО НЕ БЫЛО ПЕРВОГО
Реализация проекта Единого экономического пространства позволит странам Содружества выбраться из мирового захолустья
Сегодня в столице Казахстана Астане начнется саммит президентов стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ). После заявления президента Путина о том, что СНГ стоит перед экзистенциальным выбором стран-членов, в СМИ участились мрачные констатации типа "СНГ трещит по швам", "СНГ на грани развала" и т.п.
Однако ничего страшного не происходит. Вот уже больше десяти лет на территории бывшего СССР идут естественные, во многом спонтанные процессы становления независимых и равноправных государств и поиск нового способа сосуществования друг с другом и с остальным миром. То обстоятельство, что за эти годы социально-экономическое положение в этих странах резко ухудшилось, а жизненный уровень населения сократился чуть ли не на две трети, значительно уменьшились объемы взаимного товарообмена, не может не порождать "взаимные упреки и подозрения".
В первую голову обвиняют во всех бедах СНГ. Хотя нет ничего нелепее упрекать нечто виртуальное в реальных неурядицах. СНГ не виновато в проблемах его участников. Так же нелепо думать, что все дело в недостатке пресловутой политической воли правящих домов. Да и теперешний саммит СНГ вряд ли придаст ему "второе дыхание" - хотя бы потому, что не было первого.
В действительности СНГ никогда не было интеграционной группировкой в общепринятом смысле слова. По самой логике Беловежья, как бы к ней ни относиться, вместо распущенного СССР понадобилось в спешном порядке создать что-то, похожее на ликвидационную комиссию, призванную провести бракоразводный процесс в более или менее управляемом режиме. Справедливости ради надо сказать, что с этой задачей Содружество худо-бедно справилось.
Что же касается интеграционного "провала" новых независимых государств, то СНГ здесь ни при чем. Стремительное сокращение с 1992 года взаимного товарооборота, торговые войны в почти не работающих таможенных союзах, постоянно наращиваемое и, главное, абсолютно некоординированное политическое и экономическое взаимодействие с третьими странами - все это суровая правда наших дней. Однако СНГ в принципе не могло воспрепятствовать распаду ранее единого экономического пространства.
Конечно, у России никогда не было вразумительной интеграционной концепции по отношению к бывшим советским республикам. Но было бы ошибкой думать, что СНГ "заработало" бы, если бы такая концепция была.
На деле все новоиспеченные государства, включая Россию, действовали методом "проб и ошибок", и это было единственно возможной политикой. Власти и тогда, и сейчас приходится думать о чистом выживании, постоянно тушить пожары, возникающие то там, то здесь от беспрецедентной ломки структуры.
Поэтому не стоит упрекать политиков в невыполнении интеграционных соглашений. При этом шансы на интеграцию или хотя бы консолидацию пока что есть, но время для их реализации стремительно тает. Сегодня бороться с примитивизацией хозяйства и развивать национальный экономический потенциал невозможно без совместного использования сохранившейся производственной базы, создания условий для ее модернизации и развития.
Перед Россией и большинством государств СНГ стоит дилемма: смириться с ролью пассивного участника (объекта) глобализации или за счет сложения потенциалов стать активным участником (субъектом) мировых экономических процессов. Здравый смысл подсказывает очевидность выбора.
В этой связи характерно разочарование президента Украины Леонида Кучмы, уповавшего на быстрое присоединение к ЕС и недавно с горечью признавшего: "Мы не готовы ни с политической, ни с экономической точек зрения претендовать на вступление Украины в Евросоюз…"
России также необходимо серьезно задуматься о модели рационального поведения в СНГ. Прежде всего, как подчеркнул Путин, надо отрешиться от представления о монополистической роли России в регионе. Причем нужно отделять текущие фискальные интересы от задач интеграционной перспективы, при необходимости жертвуя первыми ради вторых.
В этом смысле показателен проект Единого экономического пространства (ЕЭП), которое намереваются создать Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. На этот раз возобладал реалистический подход. Во-первых, интеграционный блок строится не с крыши, а с фундамента, во-вторых, партнеры не торопятся налаживать экономическое взаимодействие с создания какого-либо наднационального органа. В-третьих, основа сотрудничества - желание не столько освободиться от взаимозависимости, сколько использовать ее в общих интересах.
Последнее особенно касается Украины, все отчетливее сознающей, что Европе еще долго будет не до нее. Причем это понимает не только политическая элита, но и бизнес, в среде которого растет стремление хоть к какому-то упорядочению постсоветского пространства. Это, в свою очередь, создает условия для оживления связей не просто в торговле, но и в сфере прямых инвестиций, специализации и кооперирования. А при договоренностях о свободном передвижении товаров и услуг, капиталов и рабочей силы можно будет с той же Украиной создавать транснациональные корпорации в космической индустрии, авиапроме, энергетическом машиностроении. В том числе станет возможным сотрудничество, а не конкуренция в экспорте вооружений.
Однако все это может произойти при благоприятном развитии ЕЭП. Если же проект осуществить не удастся, сползание его участников в мировое технологическое захолустье окажется неизбежным.
Новая Газета
N 69, 20 сентября 2004 г.
ВРЕМЯ БУМАЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ СНГ ЗАКОНЧИЛОСЬ?
Кажется, мы начинаем делать то же, что Европа в 1957 году
В Астане прошел очередной саммит государств СНГ, на котором были приняты очередные документы по "развитию интеграции". Такие документы с момента создания этой организации исчисляются уже многими сотнями, но до сих пор постсоветская интеграция остается скорее бумажной.
Есть ли надежда на реальную интеграцию после саммита в Астане? Если механизм Единого экономического пространства (ЕЭП) будет всерьез запущен, то что от этого выиграют простые российские граждане?
Ситуацию разъясняет Руслан ГРИНБЕРГ, профессор, директор Института международных экономических и политических исследований РАН:
- Есть одна важная и вполне реальная вещь, которая говорит о том, что саммит не был исключительно ритуальным и что из стадии бумажной интеграции мы можем перейти к интеграции более или менее практической. Речь идет о Едином экономическом пространстве четырех стран СНГ: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Я называю этот проект "интеграцией последней надежды". Дело в том, что советский научно-технический потенциал, который был разделен в начале 90-х годов, еще живой и его еще можно задействовать, чтобы превратить постсоветское пространство из объекта для других, более сильных игроков в субъект международных экономических отношений. Такой шанс пока есть.
В Астане главы государств, входящих в ЕЭП, утвердили перечень первоочередных соглашений (около 30) для реализации, но это даже не столь важно. Самое главное - саммит подтвердил очень серьезный шаг России в сторону интересов партнеров по "четверке": она сознательно отказалась от взимания налогов в стране отправления и перешла к международной практике взимания косвенного налога - НДС - в стране назначения. На этом Россия теряет более 1 миллиарда долларов, но надеется впоследствии их "отыграть". Она сделала уступки, и теперь наши отношения вступают в очень чувствительную фазу - наши партнеры должны сделать соответствующие шаги.
Что я имею в виду? Известные четыре свободы передвижения, характерные для интеграции, - людей, товаров, услуг и капиталов - должны быть реализованы в полном объеме. Для России это очень выгодно, потому что российский бизнес по определению сильнее любого другого из "четверки", и если эти четыре свободы (желательно без изъятий) будут реализованы, российский бизнес сможет работать не только в России, но и в этих странах. Это означает, что у реальной, а не у бумажной интеграции есть шанс начаться. Правда, в формате "зоны свободной торговли" - не более. Это самая первая стадия интеграции, примерно соответствующая 1957 - 1968 гг. в истории европейской интеграции. Поскольку в 1968 г. они уже стали таможенным союзом, который предполагает наличие наднационального органа, - о чем в случае наших стран речь пока не идет. Внутри нашего содружества нет границ, но каждая страна имеет абсолютно автономную политику по отношению к остальному миру, в том числе и в переговорах с ВТО.
Главный партнер России - это Украина. С самого начала было ясно, что в ее позиции заложено серьезное противоречие: она одновременно хочет стать и членом Евросоюза, и членом ЕЭП. Это все равно что издать указ, что все мужчины должны быть холостыми, а все женщины замужними, - логика примерно такая. Но тем не менее украинские политики всех политико-географических ориентаций поняли, что Европе еще долго будет не до Украины, и поэтому они в любом случае выигрывают.
Если все мы (и россияне, и украинцы, и белорусы, и казахстанцы) преодолеем главную беду наших экономик - рост без развития - и сможем перестроиться на специализацию и кооперирование в обрабатывающих отраслях промышленности, то мы экономически укрепимся. В том числе и Украина, которая, вне зависимости, останется она лет через 30 в Едином экономическом пространстве или нет, станет более готова к вхождению в ЕС.
У нас всех одна общая проблема - тотальное поражение обрабатывающей промышленности. И есть общая заинтересованность в его преодолении.
Что может дать постсоветская экономическая интеграция простым российским гражданам? Одна из главных проблем России - это крупные картели и кланы, то есть крупные монополии. Если вся история с четырьмя свободами реализуется, то это фактор обострения конкурентной борьбы. А это очень хорошо для потребителя: производителям придется побороться за него, а значит, у него появится шанс выбирать товар дешевле и лучшего качества.
Записал Андрей ЛИПСКИЙ
20.09.2004




ПОЗДРАВЛЯЕМ!


19 февраля 2018 г. шеф-редактор международного научно-общественного журнала «Мир перемен», ведущий научный сотрудник ИЭ РАН Аркадий Васильевич АЛЕКСЕЕВ за многолетний плодотворный труд в научных и международных средствах массовой информации, высокий профессионализм и в связи с 70-летием со дня рождения награжден Почетным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом».

Коллектив Института экономики РАН сердечно поздравляет Аркадия Васильевича с заслуженной высокой наградой и желает ему новых профессиональных и творческих достижений!


Журнал Мир перемен

Журнал "Мир перемен"

  • New Вышел из печати специальный выпуск журнала "Мир перемен", 2017, N 4.




    Экономическая политика и практика КНДР







    20 февраля 2018 г. Центр российской стратегии в Азии Института экономики РАН с участием МИД России провел круглый стол на тему «Экономическая политика и практика КНДР: опыт негласного реформирования и возможности двустороннего сотрудничества».

    Подробнее...



    Постсоциалистический мир: итоги трансформации







    Опубликован второй том коллективной монографии «Постсоциалистический мир: итоги трансформации», посвященный общественно-экономической трансформации в постсоветских государствах.

    Подробнее...


    Экономическое развитие и безопасность в Южно-Китайском море. Зона свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам

    Руководитель научного направления «Международные экономические и политические исследования» ИЭ РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ С.П. Глинкина, научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН Нгуен Куок Хунг и младший научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН А.А. Яковлев приняли участие в работе международной конференции, посвященной экономическому развитию и безопасности в Южно-Китайском море (27-28 ноября 2017 г., Вьетнам, г. Хошимин), а также круглом столе «Зона свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам», организованном Институтом Европы Вьетнамской академии общественных наук (1 декабря 2017 г., Вьетнам, г. Ханой), и выступили с докладами:

    Глинкина С.П. Первые результаты функционирования Зоны свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам;

    Яковлев А.А. Перспективы развития Зоны свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам


    Заглянуть в будущее: Россия и Азия до 2037 года



    27-28 ноября 2017 г. руководитель Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессор Г.Д.Толорая принял участие в работе Восьмой ежегодной Азиатской региональной конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» (Южная Корея, г. Сеул).

    Программа ...
    Подробнее ...

    Перебалансировка экономики Китая и возобновление роста в Индии: в какую сторону качнется маятник для России?

    16 ноября 2017 г. руководитель Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессор Г.Д.Толорая принял участие в обсуждении доклада Всемирного банка на дискуссионной площадке Международного клуба «Валдай». В докладе дана оценка потенциальных макроэкономических эффектов будущих изменений экономических структур Китая и Индии и их влияния на экономику России.

    Подробнее ...


    География стран Евразийского экономического союза: от вызовов к возможностям

    9 ноября 2017 г. руководитель Центра постсоветских исследований ИЭ РАН, профессор Л.Б.Вардомский принял участие в презентации и обсуждении доклада главного экономиста Евразийского банка развития Я.Лисоволика и старшего научного сотрудника ГАУГН В.Сутырина на дискуссионной площадке клуба «Валдай».

    Подробнее ...


    Америка запускает новую гонку вооружений

    7 ноября 2017 г. руководитель Центра российской стратегии в Азии, профессор Г.Д.Толорая принял участие в передаче «60 минут» на телеканале «Россия».

    Видеозапись ...


    Постсоциалистический мир: итоги трансформации







    25 октября 2017 г. в Институте экономики РАН состоялась презентация первого тома коллективной монографии «Постсоциалистический мир: итоги трансформации», посвященного общественно-экономической трансформации в Центрально-Восточной Европе.

    Презентация ... (.PPT)

    Подробнее...


    Международный симпозиум «Внешнеэкономическая политика России: развитие современных форматов межгосударственного взаимодействия»






    20 октября 2017 г. главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИЭ РАН профессор Б.А.Хейфец и зав. сектором двусторонних отношений России и стран-соседей А.Г.Пылин приняли участие и выступили с докладами на международном симпозиуме «Внешнеэкономическая политика России: развитие современных форматов межгосударственного взаимодействия» в Финансовом университете при Правительстве РФ.

    Подробнее ...


    Реализация долгосрочных целей БРИКС















    Под эгидой Аналитического совета государств-участников БРИКС опубликован сборник статей по итогам работы международного проекта «Реализация долгосрочных целей БРИКС: дорожные карты и оптимальные пути» (Realising the BRICS long-term goals: Road-maps and pathways).

    В числе авторов - руководитель Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессор Г.Д.Толорая и младший научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии В.О.Горбачева.

    Текст сборника ...


    9-й Академический форум БРИКС





    10-12 июня 2017 г. на площадке Международного выставочного конгресс-центра Фучжоу (Китай) состоялся 9-й Академический форум БРИКС. В работе Форума приняли участие представители ИЭ РАН - руководитель научного направления «Международные экономические и политические исследования», профессор С.П.Глинкина, руководитель Центра российской стратегии в Азии, профессор Г.Д.Толорая и младший научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии В.О.Горбачева.

    Профессор Г.Д.Толорая выступил модератором секции по проблематике углубления сотрудничества в рамках БРИКС; профессор С.П.Глинкина представила доклад на тему «Сотрудничество России и БРИКС в условиях антироссийских санкций Запада».

    Подробнее...


    Казахстанско-российский экспертный форум





    19-20 мая 2017 г. руководитель Центра российской стратегии в Азии, профессор Г.Д.Толорая принял участие в обсуждении проблем евразийской интеграции и взаимодействия в треугольнике «Казахстан – Россия – Китай» в рамках Казахстанско-российского экспертного форума, организованного Фондом развития и поддержки клуба «Валдай».

    Подробнее...

    Программа...


    Политическая и экономическая модернизация Казахстана: взгляд в будущее





    22 февраля 2017 г. в Посольстве Республики Казахстан в Российской Федерации состоялся круглый стол «Политическая и экономическая модернизация Казахстана: взгляд в будущее». В круглом столе приняли участие заведующий Сектором двусторонних отношений России и стран-соседей ИЭ РАН, к.э.н. А.Г.Пылин и ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИЭ РАН д.э.н. А.А.Мигранян.

    Подробнее...


    Новая норма: многосторонние подходы и многополярность

    17-19 января 2017 г. руководитель Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессор Г.Д.Толорая принял участие в многостороннем Международном форуме «Новая норма: многосторонние подходы и многополярность» (Индия, Нью-Дели)

    Подробнее...


    Евроатлантическая проблематика больше не в центре внимания клуба «Валдай»

    Экспертное мнение руководителя Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессора Г.Д.Толорая (клуб "Валдай", 16 января 2017 г.)

    Видеозапись...


    Российский взгляд на эволюцию БРИКС

    В начале января 2017 г. руководитель Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессор Г.Д.Толорая выступил с публичной лекцией на тему «Российский взгляд на эволюцию БРИКС» на международном семинаре по БРИКС, организованном Итальянским обществом международных организаций и Лабораторией БРИКС (Италия, Рим)

    Подробнее...



  • АКТУАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ И ИНТЕРВЬЮ

  • 2018-02-15
    New ВСМ: риски необходимо поделить - интервью руководителя Центра постсоветских исследований, профессора Л.Б.Вардомского о проекте высокоскоростной магистрали «Евразия» журналу «РЖД-Партнер» (12 февраля 2018 г.)
  • 2018-02-14
    New Южная Корея - интервью руководителя Центра российской стратегии в Азии, профессора Г.Д.Толорая на радио «Маяк» (12 февраля 2018 г.)
  • 2018-02-12
    New Как будут развиваться отношения КНДР и Южной Кореи - экспертное мнение руководителя Центра российской стратегии в Азии, профессора Г.Д.Толорая (Радио Sputnik, 22 января 2018 г.)
  • 2018-09-02
    New Украина для Европы – партнер или…? Взгляд из Брюсселя - экспертное мнение младшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИЭ РАН М.М.Бороденко (Российская ассоциация прибалтийских исследований, 22 января 2018 г.)
  • 2018-27-01
    New ЕАЭС: есть ли будущее? - руководитель Центра постсоветских исследований ИЭ РАН, профессор Л.Б.Вардомский принял участие в экспертном обсуждении проблем евразийской интеграции в программе «Точка зрения» на телеканале «Красная линия» (24 января 2018 г.)
  • 2018-27-01
    New Корейский фактор в мировой политике: реалии 2018 года - руководитель Центра российской стратегии в Азии, профессор Г.Д.Толорая принял участие в мультимедийном круглом столе «Корейский фактор в мировой политике: реалии 2018 года», организованном МИА «Россия сегодня» (22 января 2018 г.)
  • 2018-15-01
    New Проект ЕАЭС: все искушения Москвы - интервью старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИЭ РАН А.В.Девяткова (Газета.Ру, 14 января 2018 г.)
  • 2018-15-01
    New Корейское замирение — надолго ли? - экспертное мнение руководителя Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессора Г.Д.Толорая (Российский совет по международным делам (РСМД), 12 января 2018 г.)
  • 2018-11-01
    NewАзербайджан реконструирует железную дорогу в Россию - комментарий зав. сектором двусторонних отношений России и стран-соседей ИЭ РАН А.Г.Пылина для ИА Вестник Кавказа (11 января 2018 г.)
  • 2018-08-01
    New Угроза войны с Северной Кореей: насколько возможен ядерный конфликт - экспертное мнение руководителя Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН, профессора Г.Д.Толорая («MK.ru», 8 января 2018 г.)


    СЕМИНАР
    ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
    по международным экономическим и политическим исследованиям


    Открытое обращение Ассоциации Центр ИЭСКР к политическим и общественным деятелям Запада и России

    Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» опубликовала обращение к политическим и общественным деятелям Запада и России, в котором содержится призыв не допустить разрастания холодной войны между Россией и Западом и эскалации напряженности в Европе.

  • Текст обращения...

    Обращение открыто для подписания на сайте Ассоциации Центр ИЭСКР.